Пиометра у собак

Пиометра у собак – это воспаление матки, при которой в её полости скапливаются гнойные выделения. Как правило, пиометра у собаки развивается вскоре после течки, когда в организме нарастает уровень гормона прогестерона. Чаще встречается у собак старше 5-6 лет.

Риск возникновения данной болезни увеличивается, если животному давали препараты на основе эстрогена с целью контрацепции.

Причины развития пиометры у собак

Основным пусковым механизмом является изменение гормонального фона у животного – повышение уровня прогестерона. Прогестерон – это гормон, который вырабатывается в яичниках. Он отвечает за подготовку слизистой оболочки матки у собаки к беременности, активизирует работу внутриматочных желез.

При повышении уровня прогестерона железы увеличиваются в размерах и начинают интенсивно вырабатывать слизь. Прием эстрогенов усугубляет эту ситуацию, так как повышает чувствительность слизистой оболочки матки к прогестерону.

Под воздействием прогестерона в матке происходит снижение местного иммунитета. В результате может развиться инфекционный процесс. Причем в роли возбудителей выступают микроорганизмы, которые постоянно присутствуют в организме животного (условно патогенная микрофлора), но не приводят к развитию заболеваний. Чаще всего гнойный процесс в матке при развитии пиометры у собак вызывается кишечной палочкой.

Повышенное содержание слизи, которая образуется в матке у собаки под воздействием прогестерона, создает условия для быстрого развития инфекционного процесса. Кроме того, избыток прогестерона приводит к тому, что канал шейки матки закрывается. В результате нарушается отток слизи и гноя из пораженного органа.

По мере развития воспалительного процесса гной скапливается в полости матки. Токсины начинают всасываться в кровь, вызывая общую системную ответную реакцию организма. Интенсивно образующиеся выделения способствуют нарастанию внутриматочного давления. Болезненные ощущения в нижней части брюшной полости приводят к затруднению дыхания у собаки. В результате ухудшается газообмен в легких, интоксикация нарастает.

Если животному вовремя не оказать помощь, то прогрессирующее течение пиометры у собак может привести к разрыву матки, развитию перитонита (воспаления брюшины) и гибели животного. Также причиной смерти собаки может стать перегрузка организма токсинами и нарушение работы жизненно важных органов.

Виды пиометры у собак

Специалисты выделяют две формы течения пиометры у собак – открытую и закрытую. При остром развитии процесса чаще всего развивается закрытая форма. Для этого вида характерно нарушение оттока слизи и гноя из полости матки, приводящее к тяжелому течению заболевания.

Иногда воспаление слизистой оболочки матки у собак носит хронический характер. В этом случае, как правило, не происходит закрытие канала шейки матки, и, таким образом, не нарушается отток отделяемого из органа. Открытая форма пиометры у собак имеет более легкое течение и лучше поддается терапии.

Симптомы пиометры у собак

При закрытой форме пиометры у собак болезнь, как правило, начинается остро. Появляются симптомы, связанные с общей реакцией организма на воспалительный процесс – собака начинает отказываться от еды, становится вялой, сонливой. Собака начинает много пить, часто мочится. Возникает лихорадка – температура может достигать 40°С и выше. Нередко наблюдается рвота, усугубляющая состояние обезвоживания.

Кроме того, начинают нарастать местные признаки воспаления – появляется вздутие, болезненность живота в области матки, напряжение мышечной стенки.

При открытой пиометре у собак общие признаки выражены умеренно –незначительное повышение температуры, снижение аппетита. Основным признаком признаком пиометры у собак считаются выделения из влагалища – как правило, гнойные, с неприятным запахом.

Диагностика пиометры у собак

Залогом успешного лечения пиометры у собак является своевременная диагностика. В то же время на начальной стадии развитии болезни поставить диагноз бывает затруднительно, так как в течении преобладают общие признаки. Именно поэтому при первых признаках ухудшения состояния животного необходимо обратиться к высококвалифицированному специалисту.

Одним из ключевых методов диагностики пиометры у собак является ультразвуковое обследование. УЗИ собаке в ветеринарном центре Прайд специалисты проведут на ультразвуковом аппарате экспертного класса Mindrey DC-7. Тщательное обследование, анализы с использованием ресурсов современнейшей лаборатории – все это поможет быстро и точно установить диагноз и начать лечение.

Пиометра у собак фото узиПиометра у собаки

Лечение пиометры у собак

Основным методом лечения пиометры у собак, особенно если речь идет о закрытой форме, является оперативное вмешательство – удаление матки и яичников. При открытой форме пиометры у собак лечение может быть ограничено медикаментозной терапией.

Важную роль играют терапевтические мероприятия, направленные на снижение токсической нагрузки на органы, при которых пиометру у собак лечат медикаментозно. Лечение должно проводиться только специалистом высокой квалификации, который сможет грамотно подобрать тактику и помочь животному вновь обрести здоровье.

Профилактика пиометры

Для снижения риска развития пиометры у собак рекомендуется избегать применения препаратов на основе эстрогена, а также регулярно проводить контроль гормонального фона у собак зрелого возраста для своевременного выявления тенденции к повышению уровня прогестерона в организме.

Наши пациенты после пиометры

Пиометра у йорка11,5-летняя собака породы йоркширский терьер Тиффани поступила на прием в ветеринарный центр Прайд к терапевту в состоянии угнетения, отказа от еды, повышенной жажды.

При осмотре были обнаружены гнойные выделения из влагалища. Проведена ультразвуковая диагностика и установлен диагноз пиометра - гнойное воспаление матки, в данном случае с угрозой ее разрыва.

Было принято решение об оперативном лечении в короткие сроки. Выполнено преднаркозное обследование, процедуры, подготавливающие к операции. Собака благополучно прооперирована хирургом Масловой Е.С. В данный момент проходит послеоперационное лечение в условиях стационара.